Как в Украине возрождают боевую авиацию

При этом на сегодня уже разработана стратегия дальнейшего развития родов войск. Так, например, что касается авиации, то уже реализуется поэтапная программа, которая предусматривает переход к 2025 г. на истребители четвёртого поколения западного производства и разворачивание серийного производства отечественного легкого штурмовика по типу Як-130 с отечественными же двигателями. Пока непонятно, будет ли реализован столь масштабный проект самостоятельно или в кооперации с иностранными партнерами.

А пока мы находимся на первом этапе, который предусматривает восстановительный ремонт самолетов и вертолетов с частичной модернизацией путем установки нового бортового оборудования, в том числе новых систем для навигации отечественного производства, систем связи и обмена данных с землёй и многое другое. То есть фактически сейчас авиаремонтные заводы по максимуму восстанавливают все, что только можно — прежде всего те «борта», которые находились на хранении или в нелетном состоянии еще весной 2014 г.

Всего же на момент аннексии Крыма у нас было 38 таких машин, которые использовались только в качестве неких заменителей дорогих в эксплуатации истребителей — для поддержания профессиональных навыков летчиков. От советской практики подготовки курсантов летного училища на них отказались — считали, что слишком дорого.

В Крыму россияне в числе других модернизированных машин захватили сразу три Л-39М1. Остальные машины ограниченно использовались в начале операции на Донбассе — «для демонстрации флага».

После 2014 г. «Альбатрос» стал одним из самых востребованных самолетов — так, значительно увеличился набор курсантов в единственный институт летчиков в Харькове, курсанты активно летают. Так, для первоначального обучения используют досаафовские Як-52, а на третьем курсе происходит освоение «Альбатроса».

Кроме того, на многочисленных учениях машины можно заметить в качестве штурмовиков с подвешенными блоками для пуска неуправляемых ракет.

Согласно официальной информации уже в ближайшее время в войска пойдут армейские парашюты Т-11 (обеспечивает надежное десантирование с высот от 152 до 2286 м, стандартный образец US Air Force), AS 33 Intruder и другая техника.

Интересно, что американская компания, кроме поставок снаряжения, планирует также проводить подготовку украинских инструкторов по эксплуатации и обслуживанию десантно-парашютных систем.

Еще одним важным элементом повышения боеготовности является проведение учений разного уровня и увеличение количества налетанных часов каждым летчиком. Так, согласно официальным данным «Белой книги Украины-2017», в течение 2017 г. проведено 12 летно-тактических учений эскадрилий, совершено более 39 тыс. прыжков с парашютом. При этом средний налет экипажей составил 40-52 часа, что по сравнению с довоенными показателями ощутимый рост.

Ярким примером интеграции наших Воздушных сил с аналогичными структурами в НАТО является проведение 8-19 октября в Хмельницкой и Винницкой областях многонациональных учений «Чистое небо — 2018». В них, кроме наших военных, примут участие 950 военных ВВС из разных стран, среди которых, помимо США, также Бельгия, Дания, Эстония, Нидерланды, Польша, Румыния и Великобритания.

Всего для участия в «Чистом небе» будет привлечено более 40 летательных аппаратов, десятки зенитных ракетных комплексов и средств радио-технических войск Воздушных сил Украины.

Интересно, что, опять-таки согласно официальным данным, на учениях особое внимание будет сосредоточено на операциях воздушного сдерживания, нанесении штурмовых ударов, интеграции сил на земле и в небе, аэромобильных операциях, медицинской эвакуации воздушными средствами. Кроме того, будут проведены учения в сфере киберзащиты и восстановления персонала.

Интересно, что впервые для «завоевания превосходства в воздухе» будут привлекаться достаточно современные машины F-15, что подразумевает отработку всех боевых элементов в условиях воздушного противодействия условного «врага с севера».

То есть можно говорить о том, что развитие Воздушных сил идет достаточно успешно и дальнейший прогресс связан исключительно с финансированием — остальные компоненты уже есть в наличии.